Развитие оффшорного бизнеса в Украине

Процесс всеобщей глобализации международного бизнеса, что наблюдается в мировом хозяйстве в последние годы, сопровождается постоянным ростом роли оффшорного сектора, который стал неотъемлемой составляющей современной мировой экономики. Оффшоры предоставляют неограниченную возможность доступа на международные финансовые и инвестиционные рынки. Вместе использования оффшорных схем с криминальной и преступной целью несет потенциальную угрозу для всего мирового сообщества. Именно поэтому целью данной работы является исследование состояния и тенденций развития оффшорного сектора анализ причин отношения к нему как к режиму нечестной налоговой конкуренции и средства отмывания денег. Ведь изучение особого статуса оффшорных зон и условий их функционирования служит решению проблем, связанных с осуществлением теневых операций в этих центрах. В Украине исследованием отдельных вопросов сущности оффшорных центров, тенденций их развития и влияния международного сообщества посвящены труды таких ученых, как А. Бондарева, В. Кравченко, Н. Кучерявенко, С. Квасова, Н. Сулико, В. Бабанина, С. Гриценко и другие. Однако, несмотря на значительное количество отечественных и зарубежных работ, дальнейший анализ международного опыта ведения и регулирования оффшорного бизнеса способствует поиску легальных способов минимизации налогов.
Оффшорный бизнес основывается на возможностях, предоставляемых оффшорными зонами. Оффшорной зоной считается страна или территория, законодательством которой разрешено регистрировать компании, которые получают прибыль из источников, действующих вне страны или территории регистрации (оффшорные компании).
В основу организации деятельности оффшорных зон положен универсальный принцип налогового законодательства, согласно которому обязательному налогообложению подлежат доходы, источник которых находится на территории данного государства. В тех случаях, когда источник дохода находится за рубежом или локализованное недостаточно точно, оно может быть исключено из сферы налоговой ответственности в пределах территории данного государства.
В оффшорных зонах предлагаются разнообразные методики работы. Однако все они сводятся к сокращению связи между бизнес-организацией и налоговой юрисдикцией (налоговой ответственностью). В большинстве случаев это достигается использованием через оффшорную компанию другой компании, находящейся в стране с высоким, по сравнению с оффшором, уровнем налогообложения.
Говоря о потенциале оффшорного бизнеса и его место в международных экономических отношениях, следует отметить следующее. Масштабы оффшорного бизнеса в последние годы стремительно растут. По существующим оценкам, в ближайшие 10 лет более половины всего объема мировых валютных операций будет проходить через оффшоры.
Явление оффшоров в Украине существует уже более 10 лет, хотя в налоговом законодательстве этот термин появился лишь в 1997 г. в Законе Украины «О налогообложении прибыли предприятий». Согласно ст. 18 этого Закона на валовые расходы можно отнести только 85% суммы договора с компанией, имеющей оффшорный статус. Кроме того, Закон обязывает Кабинет Министров Украины ежегодно утверждать перечень оффшорных зон. Борьбу с преступным использования оффшоров и отмыванием денег осуществляют так международные организации, как FATF и OECD. Первая организация была создана в 1989 г. на встрече «большой семерки» в Париже. Она получила название Группы финансовой противодействия «отмыванию» денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF). Вторая организация - OECD - Организация экономического сотрудничества и развития, объединяющая страны-единомышленников для борьбы с коррупцией и финансовыми махинациями [4, С. 21-22].
Слово «оффшор» происходит от английского offshore - "вне берега», то есть «тот, что находится на некотором расстоянии от берега», и означает территории, на которых действует льготный режим налогообложения. В большом толковом словаре современного украинского языка дано следующее определение: «Оффшор - территории, обеспечивающих льготный режим для финансово-кредитных операций с иностранными участниками в иностранной валюте» [1, С. 235]. Оффшорный бизнес стал неотъемлемой частью мировой экономики, он несет с собой как позитивное явление - возможность широкого доступа на международные финансовые рынки, так и отрицательное, заключающееся в распространении уголовных и преступных схем. Почти все крупные иностранные банки и инвестиционные компании применяют оффшоры для осуществления своих финансовых операций. В Украине 70-75% полученных инвестиций поступает через оффшорные зоны. Стремление предпринимателей снизить налоговую нагрузку, обезопасить свой капитал является довольно естественным. Ведь известна такая фраза Рокфеллера: «Если можно не платить, то нужно не платить».
Использование оффшоров позволяет планировать организацию бизнеса, его финансовую и организационную структуру, что законно позволит не переплачивать налоги и максимизировать прибыли. Оффшор - также компании международного права, действующие в безналоговых зонах, т.н. «Налоговых гаванях» (СЭЗ).
Оффшорная компания - предпринимательское общество, эквивалентом которого является общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, но в отличие от местных предпринимательских товариществ, оффшорная компания полностью освобождена от уплаты налогов или платит низкие налоги в стране регистрации, при условии, что она не получает доходов в этой стране, а владельцы и директора не являются резидентами этой страны.
Создавая оффшорную компанию, предприниматель может значительно и совершенно законно уменьшить сумму налоговых выплат его местной фирмы. В результате взаимодействия местной фирмы и оффшорной компании можно практически ликвидировать выплаты по налогу на прибыль и существенно уменьшить выплаты по социальному и подоходному налогам.
В последнее время цели использования оффшорных компаний несколько изменились. Так, если раньше оффшор был необходим, в основном, для вывоза капитала, то теперь он выступает довольно эффективным инструментом стабилизации платежей, регулирования цены экспортно-импортных контрактов, самофинансирования, продажи авторских прав, оплаты валютных контрактов на территории Украины, передачи оборудования в лизинг, найма персонала, поставок давальческого сырья, покупки недвижимости за рубежом.
Оффшор также является наиболее эффективным механизмом внесения инвестиций в Украину. По мнению специалистов, около 80% инвестиций в Украину внесены украинских через оффшорные компании. Для этого могут использоваться взаимовыгодные договора, кредитные линии, дочерние и совместные предприятия Внесение иностранных инвестиций также может осуществляться в виде оборудования и технологий, в качестве возвратной финансовой помощи. При этом необходимо регистрировать инвестиции в Национальном банке, что гарантирует возврат средств из Украины.
Оффшорные банки, но и финансовые корпорации, осуществляющие некоторые подобные банкам функции. При этом для использования преимуществ оффшорного бизнеса небольшие, экономически слаборазвитые страны, как правило, идут по пути превращения всей страны в оффшорную зону и соответственно этому организуют структуру национальной экономики. Есть страны, которые нельзя назвать оффшорными, они могут иметь жесткий налоговый режим и значительное налоговое бремя. Одним из главных условий обеспечения национальных интересов является информированность государственных налоговых и правоохранительных органов. Так, во всех оффшорных юрисдикциях существуют специальные требования к названиям оффшорных компаний. Например, как правило, нельзя без специального разрешения властей включать в название компании слова Bank, Royal, Insurance, University, College, Institute - список можно продолжить и далее [2, с. 37]. Основные характеристики оффшорных зон следует отнести: политическую и экономическую стабильность, гарантии соблюдения финансовой и банковской тайны; отсутствие валютных ограничений, современные средства связи и хорошо оборудованную сеть коммуникаций; удобную правовую систему; выполнение индивидуальных потребностей инвесторов. В Украине развитие оффшорного бизнеса стимулирует комплекс факторов: вес налоговой нагрузки и неэффективность фискальной политики, неблагоприятный инвестиционный климат и мощные мотивы к экспорту капитала за рубеж, высокие инвестиционные риски и использование оффшорных схем для сокрытия факта владения инвестиционными объектами в Украине, криминализацию экономики и использование оффшорных схем для отмывания доходов, полученных преступным путем. Международному сообществу придется создавать законодательную базу, которая позволит контролировать финансовые операции, приобретают глобальные масштабы, а также предотвращать возможность использования офшорных зон нерезидентами для уклонения от выполнения законов своего государства. Законодательством должно предусматриваться применение более жестких мер по мониторингу и контролю оффшорного финансового сектора, введение против стран и компаний специальных штрафов и серьезных санкций в случаях нарушения установленных правовых норм по борьбе с незаконными финансовыми операциями по отмыванию денег и криминальных доходов. От государств, включенных в черный список, следует требовать проведения масштабных реформ правовой и контролирующей систем регулирования финансового сектора. Определяющей для успешного решения этого вопроса будет эффективность сотрудничества международных финансовых организаций и политических кругов стран. Многие страны уделяют большое внимание разъяснительной работе и не только по созданию у населения негативного отношения к оффшорного бизнеса, но и по формированию неприятия обмана государства путем неуплаты налогов даже в тех случаях, когда это делают выдающиеся спортсмены или деятели искусства. Надо отметить успешность этой работы, в результате которой в развитых странах серьезные компании и бизнесмены не подписывают контрактов с оффшорными компаниями.
«Экономические известия» сообщают, что в Украине продвигают оффшорный бизнес В Киеве планируют открыть представительство латвийского Baltic International Bank. Основным интересом BIB `a в Украине, скорее всего, будет консультирование по ведению оффшорного бизнеса. Основной задачей украинского представительства будет анализ финансовой и экономической ситуации Украины и банковского сектора. По словам пресс-секретаря Baltic International Bank Эдгараса Ласманиса, представительство банка будет обеспечивать обслуживание латвийских и литовских компаний, имеющих партнерские отношения с украинскими компаниями и ведут бизнес на территории Украины. Также представительству имеет задача наладить контакты с бизнес-структурами и финучреждениям Украины По словам юриста латвийской консалтинговой компании International Overseas Services Юлии Марьевич, интерес латвийского банка к украинскому рынку неслучаен. «Значительное количество украинских бизнесменов работают через латвийские банки, выступающие как транзитный пункт при работе этих бизнесменов с европейскими компаниями. А поскольку Латвия входит в состав ЕС, работа и, в частности, банковские перечисления происходят быстрее », - отмечают госпожа Марьевич. По мнению банкиров, прибалтийские банки заинтересованы в консалтинговом бизнесе по организации работы и обслуживанию оффшорных компаний. Кроме того, менеджмент Baltic International Bank по личному опыту знает ситуацию и методику работы в украинском банковском секторе. Акционерами банка являются братья Вячеслав и Леонид ситцевый, а также принимать Белоконь. В 1993-1994 году Вячеслав Крамный возглавлял внешнеторговое объединение Укринвалютторг.